menu
person

Ад

 

Ад - от русского слова пекло то есть преисподняя

 

Ад — часть того света, где пребывают грешники, испытывающие муки за свои земные грехи.

У всех славян, прежде всего южных и восточных, книжные (церковные) представления об Аде либо смешиваются с народными, либо сосуществуют с ними, находясь нередко в противоречивом отношении и в отдельных локальных традициях, и даже в индивидуальных воззрениях. Православная книжная и народная традиции противопоставляют Ад Раю, а католическая с XII века выделяет на «том свете» ещё чистилище — переходное место из Ада в Рай. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым Ад и Рай территориально не расчленены, так что обитатели того свега мучаются или блаженствуют по соседству. Такие представления отмечены, например, в полесских обмираниях, то есть в рассказах о «посещениях того света». Ад и Рай воображаются то на небе, то на острове, то за морем, подобно Ирию. В русской народной духовной поэзии Ад и Рай разделяет огненная река, в сербской — стена или большая ограда.

Согласно сербским верованиям, все покойники находятся на небе (а не под землёй или в «нижнем» мире), где Ад и Рай чётко разделены, при этом Рай занимает лучший, утопающий в цветах участок, а небесный Ад — тот участок, где кипит дёготь и мучаются грешники, или Рай и Ад расположены на небе так, что Рай выше Ада, населённого змеями и чертями, объятого тьмой и дымом и навсегда лишённого солнечного света. В Боснии Рай мыслится на небе, а Ад — под землёй, при этом Ад весь охвачен огнём и у грешников горит то глаз, то рука, то все они варятся в котле. Такая картина Ада типична для большинства славянских представлений. Редкие примеры локализации Ада на земле отмечены у гуцулов, помещающих Ад на острове посреди моря, и у белорусов, представляющих Ад как огромную гору на краю света, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками.

Синоним Ад — преисподняя отражает верования о нахождении Ада под землёй, совпадающие или восходящие к древнееврейским ветхозаветным представлениям Ада как «рва преисподнего», «царства мрака», «страны тьмы и сени смертной», где сам свет подобен тёмной ночи. В этой модели не было противопоставления Ада и Рая.

Сам Ад мыслится как место обитания бесовской силы, место вечно пылающего огня и в то же время вечного мрака, как глубокое тёмное подземелье, как озеро кипящей смолы. Отсюда название Ад — смола, что соотносится с древним славянским заимствованием — ПЬКЪЛЪ «смола», русское пекло «ад, преисподняя».

В Белоруссии было распространено верование, что Ад — пекло находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещён Ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый чёрт Анцьпар, Ничыпар, постоянно живущий в Аду «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об Аде известны в сказках и быличках. Небольшие глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут чертовыми окнами — это вход в Ад. Он может мыслиться у славян как яма, пропасть, овраг, пещера, колодец и быть входом вообще на «тот свет». Книжно-апокрифичны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками-чертями, львом, собакой, змеёй.

Путь души на «том свете» проходит через мост то в виде тонкого волоса, то бревна (полена), настила и так далее (часто в зависимости от греховности души), пролегающего над Адом — пропастью, кипящей смолой. Грешные души срываются и падают в Ад, а праведные проходят в Рай. Мотив моста-волоса хорошо известен южным и отчасти восточным славянам. На Витебщине в опорожнённую от хлебов печь хозяйка бросала три полена для того, чтобы они ей потом послужили кладками при переходе в рай через адскую реку.

Ад — место вечных мук, отсюда диалектное болгарское (Родопы) и македонское (Прилеп) название Ада — вечна. Грешники мучаются вечно в огне, смоле, реже в воде, их бьют раскалёнными прутьями, их пожирают змеи, черви, их подвешивают на крюке за ребро, за язык, они лижут раскалённую сковороду, страдают от жажды, голода, от капающей на голову расплавленной серы. Восточные славяне считали, что муки в Аду могут прекращаться на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторых грешников они минуют.