menu
person

Купала — праздник

 

Купала - славянский праздник

 

Купала — древний славянский праздник, который празднуют на День летнего солнцестояния. В ночь перед Купалой молодёжь собиралась на лугу у реки где разжигали костры, прыгали через них, пели песни, водили хороводы.

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купалы приходится астрономическое событие, именуемое Днём летнего солнцестояния. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было.

Таким образом, день Купалы или Летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Купала (Купало) — главный персонаж праздника летнего солнцестояния, происходившего в ночь с 20 на 21 июня. Купала — светлый бог летнего Солнца.

В ночь с 20 на 21 июня каждый год решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой.

Некогда в эту ночь вся Европа покрывалась многочисленными огнями. В обширной Славии, огромной Германии, северной Скандинавии, далекой Британии и бесконечной Руси люди зажигали костры — «очи Света». И тогда казалось, что Земля, будто зеркало, отражает звездное небо. А Небо — Землю.

Несколько дней — с 21 по 29 июня — солнце мечется по небу, пока Перун гадает куда повернуть колесо времени.

И тогда ему на помощь приходит святая дева Заря-Заряница, она берёт Перуна за руку и ведёт его дальше, ведь, действительно, всему своё время: лету, осени, зиме... Таков круг времён, завещанный нам Родом. И, пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть: через костёр перепрыгнуть, в живительных водах омыться, травы собрать, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А ещё нужно стадо через угли прогнать, чтобы скот от всех хворей избавить. Ну а самые отважные побредут в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет. Имя Купала означает ярко-белый. Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово «кипень». Так и говорят: кипенно-белый цвет.

 

Купала

 

Православная церковь 7 июля (24 июня по старому стилю) чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой.

Купальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников — «купальские». В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, весёлым. В одной из купальских песен прямо говорится: «Ай, Купала наш весёлый, князюшка наш летний, добрый».

 

Любовные обряды на Купалу

 

Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь». В день Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

 

 

Очистительные обряды на Купалу

 

Чистоплотным Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причём такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть».

В Пензенской губернии точно так же черпали росу, хотя здесь она служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились насекомые.

В некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признавали день Купалы очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди и не только тем, что топит всякого неосторожного, но, затащив в глубь речных омутов, глумится уже над мёртвым телом.

В Орловской губернии с дня Купалы начинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные до Купалы, приносят вред для здоровья (на теле будет «чес»). В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее.

 

Купала-травник

 

Травы и цветы, собранные в день Купалы, кладут под росу, высушивают и берегут их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время.

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали ночь Купалы и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались:

1. Петров-крест — трава, похожая на простой горох без стручков, (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.)
2. Чертогон — трава с теми же свойствами: её втыкают в трещину над воротами и калиткой — от колдунов, и под крышами — для изгнания чертей.
3. Чернобыль-трава. Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья».
4. Зяблица — помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия её нужно выдержать в молоке.
5. Расперстьице — эту траву сушат, и порошком её присыпают больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли).

Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров).

 

Чудеса на Купалу

 

С днём Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки.

 

 

В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается всё выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из неё появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

 

     Но кто же такой Купала и почему его имя тесно связано с именем Кострома?

 

Праздновали праздник Купала, праздник летнего солнцестояния, в ночь с 20 на 21 июня. Предположительно в этот день древние славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива. Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке на русалии - любовные игры:

Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
В небесах мне на страже нужно стоять,
Чтобы Чёрный Змей не приполз из тьмы,
Жито в поле широком бы не потоптал,
Молоко у коров бы не отобрал,
а у матушек - малых детушек.
«Книга Коляды»

 

 

Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становится длиннее дня и в мир чёрным облачком проникает зло. А в день летнего солнцестояния, через девять месяцев, у богов Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала. В этот день начинаются Купальские праздники.