menu
person

Звайгстикс

 

Звайгстикс — в прусской мифологии божество света и плодородия; Звайгстикс способствует росту хлебов и трав, приплоду скота. Постоянно упоминается в списках прусских богов 16-17 столетий, чаще всего на втором месте, сразу после Окопирмса, иногда на четвертом, после Перкунса. Функции Звайгстикса, его место в списках и этимологические связи (для сравнения: прусск. swaigstan - «сияние»; литовск. zvaigzde и латышск. zvaigzne - «звезда») подтверждают отождествление Звайгстикса в одном из списков с солнцем, или с солнечным светом, или с солярным символом - лучом. В поздних литовских источниках 18 века (Бродовский, Руиг) появляются имена Zwaigzdzukas, Zwaigzdunks как обозначения звездного бога. Подтверждением тому служат, например, латышские Звайгзнес - мифологизированный образ звезд, участвующих в «небесной свадьбе».

 

Звайгстикс - в прусской мифологии божество света и плодородия

 

Историческая справка

 

Балтийская мифология — система мифологических представлений древних балтийских (балтских) племён. Общебалтийская мифологическая система не сохранилась, но в некоторых случаях она реконструируется на основе мифологических систем отдельных балтийских племен: западных - пруссов, ятвягов, и восточных - жемайтов и аукштайтов (литовцев), латышей и др. На рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры балтийские племена занимали территорию к югу и востоку от Балтийского моря, соседствуя со славянами и прибалтийскими финнами. Самые ранние сведения о мифологии и ритуале балтийских племен, помимо археологических данных о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к концу 1 века нашей эры.

Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они "поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей" ("Германия", XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (конец 9 столетия) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Существенным подспорьем при реконструкции Балтийской мифологии являются произведения народного искусства (резьба по дереву, вышивки, орнаменты и т.п.).

Языковые данные (прежде всего имена мифологических персонажей) в их сравнительно-исторической интерпретации позволяют выделить древнее индоевропейское ядро Балтийской мифологии - схему так называемого основного мифа о поединке Громовержца с его противником и имена участников этого мифа - Перкунаса, Велняса и Велса. Индоевропейские истоки обнаруживает целый ряд других мифологических имён (Жемина, Пушкайтс, Усиньш, Лаума, Вейопатис, Звайгстикс). Главные черты Балтийской мифологии находят выражение в наборе основных семантических противопоставлений, описывающих пространственно-временные, социальные, оценочные характеристики мира.