menu
person

Шаманы и шаманство

 

Шаманы и Шаманство: Преемника выбирают сами духи

 

«Приникнув головой к внутренней части бубна, шаман тихо запевает. Поёт медленно и заунывно. Редко и негромко ударяет по бубну колотушкой. Впечатление такое, будто он кого-то зовёт. Он собирает своих помощников, сзывает их издалека. Иногда он громко ударяет по бубну и произносит несколько слов. Это означает, что один из помощников уже пришёл...

Постепенно пение усиливается, колотушка бьёт чаще. Это значит, что все духи услышали призыв хозяина и гурьбой идут к нему. Наконец, удары становятся очень сильными, кажется, что бубен лопнет. Шаман уже не смотрит внутрь бубна, поёт во весь голос, а иногда встаёт. Все духи в сборе...

Остывший бубен берут из рук шамана, чтобы погреть. Шаман, не переставая петь, надевает на себя нагрудник. Стоя на месте, он слегка изгибается, притопывая ногой, глаза большей частью закрыты. Он сообщает своим духам-помощникам, зачем он их позвал, что предстоит им делать. Совещается с ними. И тут, в зависимости от цели, он отправляется по одной из своих дорог», — так описывают начало камлания шамана селькупов.

 

Шаманы и шаманство - Приникнув головой к внутренней части бубна, шаман тихо запевает

 

Исследователи-материалисты собрали множество описаний шаманского служения. В силу своего изначального атеистического убеждения в отсутствии мира духов и вообще чего-либо выходящего за рамки современной физики, они вынуждены были объяснять столь распространённое во всём мире явление совершенно надуманными, весьма неубедительными причинами. Те, кто исследовал шаманство без аксиомы «смерть со смертью», изучали лишь внешнюю его сторону — так сказать, только следствие. Но шаманство требует очень внимательного рассмотрения, потому как свойственно и буддизму, и индуизму, и даже рок-музыке.

Прежде всего, следует понять, откуда берутся шаманы. Чтобы стать одним из них, необходимо иметь в роду предка-шамана. Однако и этого недостаточно, ибо родственные связи соединяют множество людей. Кто же из них будет продолжать шаманское служение?

Преемника выбирают сами духи: они обращаются к избраннику с предложением стать шаманом и, как правило, получают отказ, но упорствуют, принуждают, угрожают смертью, наказывают. В конце концов, они добиваются своего, и у них появляется новый служитель. Картина такого «избранничества» с небольшими вариациями присутствует у всех народов, разделённых иногда диаметром земного шара.

В литературе, посвящённой теме шаманства, описана особая «шаманская болезнь», сопровождающая избрание. Её проявления различны: человек может часами сидеть неподвижно, а иногда убегать в лес и скитаться там. Кроме того, в течение нескольких дней человек лежит без сил, ощущая ужасные боли. Считается, что для шаманского служения человек должен быть «пересотворён». Для этого его душа уносится духами в один из трёх миров: небесный, земной или подземный («верхний», «средний» и «нижний»), где происходит её «воспитание», которое длится от года до девяти лет в зависимости от силы будущего шамана. Во время отсутствия души будущие шаманы и заболевают «шаманской болезнью». Это случается в различном возрасте: у «больших» шаманов рано — от трёх до пяти лет; у «слабых» — позднее.

Именно в этот период происходит «кромсание тела» — один из важнейших актов шаманского призвания. Это страшная, но, как считается, необходимая операция, которую духи проделывают с шаманом: ему отрезают голову, кладут её на полку или насаживают на длинный шест. Отделённая от туловища голова не теряет способности видеть и слышать, и шаман не без интереса наблюдает за дальнейшим ходом событий.

Вот как описывает «пересотворение» якутский шаман Спиридон Герасимов. Зимой, разыскивая своих оленей, он внезапно потерял сознание, вернулся домой больным, а ночью увидел сон. Какие-то люди наполнили юрту кровью, и Спиридон стал захлёбываться ею. Его подняли и вынесли на улицу, где начали стегать не то верёвками, не то ремнями. Очнувшись, Спиридон уже не находил себе покоя, часто терял рассудок.

Продолжение следует >>>